31
Янв
2014

Предложения для внесения изменений

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации направлены предложения о внесении изменений в проект Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Внести в часть 1 статьи 71 изменение, дополнив ее предложением следующего содержания: «Лесные участки в этом случае предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов и договоров аренды лесных участков.».

 

Пояснение:

В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) охотпользователи осуществляют свои права на основании охотхозяйственных соглашений.

Согласно части 1 статьи 71 Федерального закона право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у охотпользователей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов (далее - долгосрочные лицензии) до дня вступления в силу Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Указанная норма Федерального закона означает, что со дня вступления его в силу такой вид пользования животным миром, как охота, должен осуществляться на основе охотхозяйственных соглашений. Вместе с тем Федеральный закон не препятствует осуществлению деятельности на основании долгосрочных лицензий, но только до истечения срока действия указанных лицензий. Таким образом, Федеральный закон провозглашает равенство прав лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, и лиц, которым выданы долгосрочные лицензии.

В части 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Данное положение Кодекса внесено в его текст статьей 67 Федерального закона, а следовательно, предполагается, что на него распространяется также действие указанной выше части 1 статьи 71 Федерального закона. Таким образом, узкое толкование части 2 статьи 36 Кодекса противоречит концепции Федерального закона.

Несмотря на указанные обстоятельства на практике уполномоченными органами применяется буквальное толкование положений Кодекса, что приводит к нарушению прав охотпользователей, гарантированных Федеральным законом.

В связи с этим проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается внести соответствующее дополнение в часть 1 статьи 71 Федерального закона.

 

Часть 3 статьи 71 изложить в следующей редакции:

«3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, на срок, указанный в части 1 статьи 27 настоящего Федерального закона.»

 

Пояснение:

Настоящий законопроект подготовлен с целью приведения к единообразию сроков, на которые заключаются охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона на право заключения таких соглашений с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» говорится о наличии права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих долгосрочные лицензии, заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. Однако, не указывается срок на который такие соглашения могут заключаться. Часть 1 статьи 27 вышеупомянутого закона определяет, что охотхозяйственные соглашения заключаются на срок от двадцати до сорока девяти лет, иные сроки в законе не прописываются. Таким образом, охотхозяйственные соглашения, заключенные без проведения аукциона, должны подчиняться общим правилам, а именно, заключаться на срок указанный в ч. 1 ст. 27. Практика заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона показывает, что в различных регионах РФ сроки на которые они заключаются различны. Одни субъекты пользуются сроками, указанными в законе (от двадцати до сорока девяти лет), другие считают, что они не должны отличаться от сроков действия долгосрочных лицензий.

Мнение арбитражных судов по данному вопросу в настоящее время сводится к ограничению сроков, на которые заключаются охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона, сроками действия ранее выданных долгосрочных лицензий. Так, позиция Федерального арбитражного суда Центрального округа (кассационная инстанция): охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона может быть заключено только на срок действия долгосрочной лицензии (постановление по делу № А68-7294/2012 от 28.03.2013г.). Определением №7647/13 от 25.07.13 г. Высший Арбитражный Суд РФ отказал в передаче вышеупомянутого дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Таким образом, учитывая прецедентность судебных решений в арбитражном судопроизводстве (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №14 от 14 февраля 2008 г.; Постановление Конституционного Суда РФ № 1-П от 21 января 2010 г.), любое охотхозяйственное соглашение, заключенное без проведения аукциона, на срок отличный от срока действия долгосрочной лицензии, в настоящее время может быть гарантированно признано недействительным в судебном порядке. Арбитражные суды будут неизменно ссылаться на вышеупомянутый прецедент (или другие, подобные). Решение данной проблемы возможно лишь на законодательном уровне.

 

Вы можете оставить свой комментарий или предложения, заполнив ниже расположенную форму.

Powered by Web Agency